Платья, которые носили в середине 18-го века, были самым крупным предметом одежды. Даже не слишком выдающиеся экземпляры нужно было проносить в дверь боком. На самом деле большие платья должны были демонстрировать благосостояние их владельцев, что эта дама может позволить себе много дорогой ткани. И вся эта шелковая ткань с ручной вышивкой цветным шелком, золотом и серебром и с кружевами была щедро задрапирована или разложена на специальном поддерживающем каркасе, который назывался «панье» (то есть «корзина»). Новой модой на ткани – вместо однотонных тканей появилась многоцветная затканная узорами плотная шелковая парча. Ее производили в Северной Италии и Франции из привозного шелка. Красивая шелковая ткань стоила огромных денег. В середине 18-го века стоимость придворного платья из шелковой парчи была эквивалентна килограмму чистого золота. Это была истинная демонстрация могущества и благосостояния. К концу века при дворе считались модными ткани светлых, мягких расцветок, преимущественно без орнаментов и узоров – однотонные. К наиболее востребованным оттенкам можно отнести: розовый, лимонный, голубой, салатный, перламутровый и серый, коричневый. Модные платья эпохи Екатерины Великой зачастую выполнялись из ткани с изображением сирени, полевых цветов, жасмина, цветущей вишни или яблони. Типичное платье екатерининской эпохи – плотно затянутый корсет-корсаж с выраженной линией декольте, богатое кружево и нарядный серебряный травчатый штоф. Женские платья времён Екатерины II характеризовались пышной торжественностью. На иные туалеты уходило до сорока метров ткани – множество бантов, лент и прочих декоративных элементов затрачивало массу материи, добавлял хлопот и шлейф, который крепили к пышным платьям. Также увеличивал объём турнюр – подушка, размещённая под юбкой ниже поясницы. Императрица ввела в моду многослойность: сложная драпировка рукавов, сквозная застёжка впереди, на манер крестьянского сарафана. К концу века китовый ус, из которого изготавливали каркас юбки сменился фижмой из проволоки, что позволяло дамам сжимать пышную юбку, минуя узкие дверные проёмы. Длина платья имела значение, наряд должен был доходить до пола, скрывая щиколотки.
Европейская мода в XVIII веке находилась под сильным влиянием Франции. Вся обувь тогда держалась на ноге благодаря завязкам либо пряжкам, и главной деталью были клюши – длинные язычки из ткани, которые следовало продевать в пряжки. Один их самых распространенных типов обуви XVIII века – мюли – туфли без задника. Другой распространенный тип был очень похож на современные туфли-лодочки. Еще одним интересным элементом обувной истории являются паттены – прообраз галош. Их появление исследователи связывают с модой на прогулки. Они не спасали от сильного загрязнения, но помогали предотвратить мгновенное промокание. В XVIII веке супинатор еще не изобрели. Без него туфли на высоком каблуке удерживались на ноге только пряжкой, что не позволяло размашисто и быстро ходить. Во Франции был каблук, который называют по-разному – и «рюмочкой», и «лодочкой», и «приталенным», и «каблуком Людовика». Он был заужен, и передняя его часть выполняла роль небольшого амортизатора.
За период правления Екатерины Второй сокровищница Дома Романовых пополнилась в сотни раз. Это и банты, подвески, броши, колье, серьги, браслеты, ожерелья и пряжки. Помимо этого, была роскошная коллекция табакерок и гемм, инкрустированных драгоценными камнями. Самые известные драгоценности, оставшиеся в нашей стране от императрицы – Большая императорская корона, держава и скипетр - хранятся в Алмазном фонде. Корона и держава были созданы специально для торжественной церемонии коронации Екатерины II. Изготовлением этих регалий занимались знаменитые придворные ювелиры - Георг-Фридрих Экарт и Иеремия (Жереми) Позье. Корона Российской империи. Золото,серебро, бриллианты, жемчуг, шпинель 1762 год Мастер Иеремия Позье Держава императорская 1762 г. Золото, бриллианты, целонский сапфир (200 карат), алмаз (46,92 карата), серебро Высота с крестом 24 см Скипетр был изготовлен позже, его навершие украсил знаменитый бриллиант «Орлов», подаренный Екатерине ее фаворитом. Скипетр, 1770-е годы Золото, серебро, эмаль, бриллианты
Екатерина Вторая очень хорошо разбиралась в драгоценных камнях, и все украшения были наивысшего качества. Главным придворным ювелиром был Йереми Позье. Именно Екатерине принадлежит начало моды на бриллианты в России и зарождение любви к аметистам
1.Серьги-жирандоли с аметистами. В 1750 году впервые находят на Урале аметисты. Екатерине приглянулись эти камни, и она повелела Позье изготовить две пары серег из этих камней. Жирандоли - так называли раньше подсвечники в виде фонтанов. Серьги чем-то напоминали эти подсвечники 2.Бриллиантовый пояс с бантом и двумя кисточками был создан вторым ювелиром - Людовиком Дювалем Бриллиантовые эполеты были поистине роскошными 3.Бриллиантовое колье было уникальным: к нему прикреплялась брошь-бант, которая служила одновременно застежкой. 4.Бант-склаваж и серьги. Эта полупарюра была создана ювелиром Леопольдом Пфистерером в 1764 году. Центр композиции - крупные алые шпинели отличной прозрачности. Бант-склаваж носили на широкой атласной или бархатной ленте высоко на шее. 5.Бриллиантовая пряжка-аграф, скрепляла мантию Екатерины Великой. Серьги-вишенки имели специальные крепления - твензы, и крепились за ушами, т.к. были тяжелыми. 6.Изумрудная парюра: изумрудно-бриллиантовое ожерелье, брошь с центральным изумрудом в 70 карат и две пары серег с бриллиантами и изумрудами 7.Монограмма Екатерины выполнена из белых и желтых бриллиантов, крепилась к верхнему наряду императрицы 8.Рубин Цезаря. Подвеска с розовым турмалином в 260 карат - подарок шведского короля Екатерине Второй. Турмалин выполнен в виде виноградной грозди, вверху усики и золотые листья, покрытые зеленой эмалью 9.Изумрудная камея была выполнена из цельного изумруда, на ней изображен профиль императрицы 10.В эпоху Екатерины Второй пришла из Европы мода на нюхательный табак. Владение табакеркой с драгоценными камнями было необходимостью и показывало статус титулованной особы 11.У Екатерины Второй была лично приобретенная коллекция исторических гемм в количестве 1500 штук. Приобретение было сделано по ее указу в 1787 году у герцога Луи-Филиппа-Жозефа Орлеанского.
Императрица имела множество парадных платьев, для церемоний, приема и балов. Из всех цветов она более предпочитала белый. Белые платья портные изготавливали для Екатерины для большинства торжественных случаев.Платья отделывались кружевами, мехами, дорогими лентами. Много внимания Екатерина уделяла обуви и аксессуарам. Своими нарядами государыня радовала не только подданных, но и своих многочисленных фаворитов. Пышные платья со множеством драгоценностей она надевала только на выход. В повседневности же Екатерина предпочитала носить простую одежду Особой любовью Екатерины Великой пользовались "мундирные платья", т.е. сшитые по образам, расцветке и отделке офицерских мундиров различных гвардейских полков. Такой фасон платьев, благодаря императрице, вошел в моду царских особ и оставался популярным вплоть до революции 1917 года.
Венчальное платье выполнено из парчи и покрыто великолепными узорами, вышитыми серебром. Потрясающее декольте, пышная юбка и длинный шлейф - можно не сомневаться, что невеста в таком наряде выглядела ослепительно. Коронационное платье было сшито в 1762 году из серебряной парчи, расшито украшениями из шелковых нитей в виде российского герба. Особое изящество платью придают невесомые рукава и отделка декольте из тонкого льняного кружева. Убор выполнен в модном тогда стиле рококо, длинна шлейфа составляла 3,5 метра Церемониальное платье. Жесткий лиф, пышная юбка на каркасе, богатая отделка шелком и кружевами - все по законам моды того времени. Особый шик наряду придает мантия, отороченная мехом и расшитая узорами в виде двуглавого орла. Мундирное платье по форме Кавалергардского корпуса. Платье выполнено из синей ткани, обшлаги - красного цвета, украшено золотыми галунами, кантом и пайетками. Мундирный костюм по форме лейб-гвардии Преображенского полка, состоит из верхнего распашного платья, корсета и юбки. Костюм сшит в 1763 г. С некоторыми платьями императрицы можно познакомиться на картинах именитых художников. Цесаревич Пётр Фёдорович и великая княгиня Екатерина Алексеевна. Художник: Г.-К. Гроот. 1740-е гг. На этой картине Екатерина Алексеевна - невеста Петра III, одета в изысканное пышное платье, украшенное красными лентами и шелковой вышивкой, декольте и рукава оторочены воздушными кружевами. Кроме того, наряд дополнен драгоценными брошами и украшениями, инкрустированными бриллиантами. "Портрет Екатерины II". Художник: Д. Г. Левицкий. 1782 г. Здесь на императрице изображено платье также по всем канонам моды того времени: жесткий лиф, пышная юбка на каркасе, отделка кружевом. Великолепие наряду придают отороченная горностаем мантия, а также орден святого Андрея Первозванного (лента, звезда и крест)
В екатерининскую эпоху в Европе правил бал стиль Рококо. Прически времён императрицы Екатерины при русском дворе отличались разнообразием. Часть придворных следовала европейским веяниям, другая перенимала стиль самой Екатерины Великой. В моду вошли сложные укладки с использованием шиньонов и различных декоративных элементов: перьев, цветов, лент и пр. Чаще всего волосы гладко зачёсывали, демонстрируя лоб, сзади же разделяли на локоны, завивая концы. Нередко дополняли причёски головным убором в форме кокошника с вуалью. Придворные дамы отдавали предпочтение высоким пышным причёскам сложного строения. С помощью заграничных парикмахеров на женских головах сооружались целые композиции. Иногда это были натюрморты или букеты, иной раз мельницы и фрегаты.
Так как Российская империя в то время активно строила флот, макеты кораблей в причёсках были не только модой деталью, но и своеобразным проявлением патриотизма. При создании причёсок применялись ленты, банты, чучела птичек и перья экзотических птиц. Сооружение причёски требовало многих часов работы и щедрой оплаты парикмахеру, потому дамы старались сохранить причёску так долго, как это возможно. Существовало немало приспособлений для поддержки парика во время сна. Волосы закреплялись пудрой, которая содержала крахмал. На гравюрах и картинах екатерининских времён можно заметить у дам длинные спицы или палочки. Крахмал привлекал мышей в парик, а палочкой дамы выгоняли грызунов из волос
Сама императрица Екатерина Великая не одобряла подобной помпезности, потому отдавала предпочтение причёскам простым и аккуратным. Чаще всего императрица появлялась с гладко зачёсанными волосами, незамысловато уложенными сзади и скромно украшенными цветами. Одной из немногих деталей украшения причёски Екатерины II были локоны, завитые по бокам и на висках.