Дворцовый интерьер
в эпоху Екатерины II

Дворцовый интерьер – произведение искусства особого синтетического жанра. Единство произведения интерьерного искусства было понято как единство, стилистическое. В XVIII веке существовал определенный «репертуар» тем, из которого художники разных специальностей черпали сюжеты для своих произведений На смену небольшим со скромным убранством интерьерам петровской эпохи приходят анфилады огромных, богато украшенных залов, широких парадных лестниц. Создаются пышные императорские резиденции в Петербурге, Петергофе, Царском Селе. Шире применяют классические ордера, излюбленным мотивом становится фигурный фронтон, сооружения как снаружи, так и внутри насыщаются обильным скульптурным декором. Для интерьеров этого периода характерно комплексное решение всех составляющих элементов: декора стен, монументальной живописи потолка, разнообразных предметов обихода. Дверные и оконные проемы становятся больше, застекленные двери ведут в парк или сад, создавая непосредственную связь интерьера с природой. Щироко применяют зеркала, помещая их друг против друга. Значительную роль в интерьере продолжает играть резьба по дереву. Чтобы придать архитектуре интерьера особую праздничность, резьбу покрывают позолотой. Основными элементами резного декора были женские фигуры, сидящие амуры, раковины, переплетающиеся с цветочными гирляндами. Резной декор сплошь заполнял стены, обрамлял окна, двери и зеркала. Над дверным проемом размещали панно. Отделка пола, выполненного наборным паркетом, напротив отличается строгостью рисунка и создает своеобразный художественный контраст с пышным и красочным решением стен и потолка. Наиболее характерными для данного периода являются интерьеры Екатерининского дворца в Царском Селе В. В. Растрелли (1700—1776). Основная анфилада дворца включала в себя парадную лестницу, огромный парадный зал, пять парадных помещений. Парадную лестницу Растрелли отнес на край здания,была создана непрерывная золотая анфилада. В 60—70-е годы XVIII в. архитекторы постепенно отходят от нарядной пышности декоративного оформления зданий. Китайский дворец в Ораниенбауме (1762 — 1768) и Мраморный дворец в Петербурге (1768—1785) архитектора А. Ринальди свидетельствуют о новом классическом направлении развития русской архитектуры. Китайский дворец решен как интимный парковый павильон и является примером увлечения экзотикой в русской архитектуре и декоративном искусстве. Китайский дворец включает в себя как небольшие, так и парадные залы, в числе которых зал муз, Большой зал и Большой китайский кабинет. Все семнадцать комнат китайского дворца украшены лепкой и живописью. В их отделке широко применены резьба по дереву, мозаика, позолота, искусственный мрамор, стеклярус. Стены и потолки окрашены в различные мягкие, хорошо сочетающиеся тона. Замечательный паркет Китайского дворца отличается многообразием и сложностью узоров, цветовым богатством и тонкостью набора. Интерьеры середины XVIII в, были полностью или частично обставлены мебелью, изготовленной русскими мастерами. Однако широко используют и западноевропейскую мебель. Мебель становится уютнее и удобнее, менее тяжеловесной, приобретает мягкие и криволинейные очертания. Мебель по характеру становится близкой стилю рококо. Мягкую мебель обивали шелковыми узорными тканями — парчой, атласом, специально изготовленными на русской шпалерной фабрике. Отделка Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме уникальна. Разноперые птицы, сидят на ветвях деревьев, усыпанных цветами и плодами, порхают вокруг пышных букетов. Синель – ворсистый крученый шелк, которым виртуозно выполнена вышивка, имеет богатую цветовую гамму: нежно-розовый, бледно-малиновый, золотисто-желтый, вишневый, голубой, зеленый, синий, оранжевый. Птицы и растения «переливаются всеми цветами радуги» Очевидным контрастом служит стеклярусный фон – ослепительный, сверкающий, но … холодный. Контраст холода и тепла – актуальный образ для России XVIII столетия, увиденной глазами европейцев

Жизнь Екатерины Великой была неизменно связана с Екатерининским дворцом. Стиль интерьеров, построенных Растрелли, Екатерина Великая считала старомодным. Помпезные залы, построенные Растрелли, она считала совершенно неудобными и непригодными для жилья. Екатерина Великая очень любила строгий и скромный классицизм. Поэтому появляется распоряжение в увеличении дворца. Так возникли два новых флигеля – Церковный и Зубовский. Зубовский флигель включал в себя жилые апартаменты. Зубовским он называется в честь последнего фаворита Екатерины Великой — Платона Зубова. Над новыми интерьерами дворца работал шотландский архитектор Чарльз Камерон. По распоряжению императрицы необходимо было соединить между собой стиль елизаветинского барокко с ее любимым классицизмом, чтобы не было резкого перехода от залов, построенных во времена Елизаветы Петровны, к новым апартаментам. Работая над отделкой комнат, Чарльз Камерон использовал необычные и модные для того времени материалы и решения. Так, в комнатах вместо огромных печей появились скромные камины. Вместо массивной позолоченной резьбы их украшала легкая белоснежная лепка. Апартаменты были оформлены просто, но со вкусом. В них ощущалось много пространства, воздуха. Личные комнаты императрицы Екатерины II — восхитительный пример интерьеров эпохи классицизма. Синяя гостиная (Табакерка), Зеркальный кабинет, Серебряный кабинет, Опочивальня, Купольный зал, Китайский зал, Туалетная императрицы Марии Федоровны и Рафаэлевская комната были созданы мастодонтами того времени — Чарльзом Камероном и Джакомо Кваренги.Отделка выполнялась исключительно ценными материалами (натуральный камень, серебро, цветное и гравированное стекло, фарфор «бисквит», живопись, бронза, зеркала, наборные паркеты). Особым колоритом всегда отличался интерьер Китайского зала. В его декоре использовались подлинные китайские лаковые панно «золотого» и «коромандельского» лаков, кантонских эмалей и китайского фарфора. Лак, наравне с позолотой и редким мрамором, считался показателем роскоши

Екатерина II повелела построить для Григория Орлова "здание благодарности". Творец Мраморного дворца Антонио Ринальди. Тонкий архитектурный вкус и мастерство зодчего не могли не привлечь к нему внимания Екатерины, которая не любила барокко. Новое творение зодчего отличалось не только совершенством форм, изысканностью пропорций, но и необычными материалами, использованными для его отделки. Это первое здание в столице, фасады которого были облицованы естественным камнем. Ринальди широко использовал различные сорта мрамора в облицовке стен и архитектурных деталей как снаружи, так и внутри здания. Федот Шубин изваял из белого мрамора барельефы, трофеи и орлов с фестонами в клюве для Парадной лестницы; живописец Стефано Торелли написал плафон для Мраморного зала. Скульпторы Федот Шубин и Михаил Козловский вырезали из белого мрамора многофигурные барельефы, композиции десюдепортов, скульптурные портреты для больщих парадных залов - Мраморного и Орловского.В основе плана Мраморного дворца заложен принцип рококо. Федот Шубин в четырех стенных нишах "до среднего этажа" располагались статуи из белого мрамора, представляющие первая — утро, вторая — день, третья — вечер, а четвертая — ночь, иносказательно символизирующие детство, юность, зрелость, старость Лаковое зало или Ротонда - это шесть резных фигурных панно на сюжеты из жизни Александра Македонского как нельзя лучше продолжают торжественно-героическую тематику отделки Орловского зала. "Лакирного дела мастер" Григорий Молчанов изображал на перекрытии группы "Времена года" в медальонах к центральному плафону работы Иосифа Криста "Суд Париса". Большая столовая утопала в серебристо-белых тонах отделки. Стены и потолок из белого искусственного мрамора украшала бело-голубая лепка. Фарфоровые композиции: вазы, гирлянды, медальоны, скульптура в нишах, десюдепорты и надзеркальники были матово-белыми без цветной росписи и блеска глазури. Другие элементы убранства нежно блистали серебрением: зеркальные рамы, жирандоли, люстра английского хрусталя. Юпитер с орлом прославляло мужество, воинскую доблесть, государственную значимость и надежность братьев Орловых. Живописный плафон работы художника С. Торелли "День, прогоняющий ночь", символизирующий торжество разума над тьмой невежества. Портретное, или Екатерининское, зало. Стены его были обиты велюрным бархатом. На бархатах стен и мебели в XVIII веке горели золотые вензеля Ее Императорского Величества. Живописный плафон С. Торелли представлял "Славу России относящуюся на бессмертные нашей августейшей Императрицы дела". Все внимание в этом интерьере сконцентрировано на портрете.

Дворец – главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кускове, строился в 1769-1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Летний дворец графа П.Б.Шереметева в Кускове – редкий образец загородного дома, полностью сохранившего до наших дней. Подлинные элементы интерьеров: дощатые полы, печи и камины; декоративную живопись, резьбу по дереву и лепнину из папье-маше; зеркала и осветительные приборы. Голландский домик, здесь обилие драгоценных голландских голубых дельфтских и ковровых роттердамских изразцов на стенах. Внутренняя планировка и основные детали архитектурного декора Голландского домика сохранились полностью. Грот состоит из центрального зала, расписанного под розовый и зеленый с красными прожилками мрамор, и северного и южного кабинетов, выдержанных в холодной и теплой цветовых гаммах. Оформление интерьером занимался немец Иоганн Фохт. Стены и потолок кабинетов богато декорированы раковинами, туфом, стеклом, кусочками зеркал и гипсовой лепниной. Сказочный, экзотический мир. Грот сохранил свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века. Итальянский домик был выстроен в 1754-1755 годах под руководством Ю.И. Кологривова – тонкого знатока искусства. Дворцовый характер интерьеров второго этажа находит выражение в архитектуре фасада. Небольшие же помещения первого этажа были предназначены для размещения «раритетов»: редкостных картин из бисера и цветного мрамора, античной скульптуры. Сохранилась изразцовая печь XVIII века. Живописные панно — "Времена года" выполненны русскими художниками. Живописное убранство составляют портреты русских и западноевропейских монархов и государственных деятелей XVIII века. На стенах Бильярдной, затянутых зеленым штофом, можно увидеть картины неизвестных русских художников XVIII века. В архитектурное убранство гостиной включены изразцовая расписная печь и камин с живописным панно. Потолок украшает аллегорический живописный плафон, а также люстры и жирандоли работы русских мастеров середины XVIII века. Столовая завершает южную анфиладу Дворца. Нарядное убранство подчёркнуто обилием зеркал, хрусталя, позолоты, живописных полотен. В отделке стен использовались резные филенки с золоченой резьбой. Центральное место занимает стол, сервированный в традициях II половины XVIII века русским и мейсенским фарфором, русским, английским и немецким стеклом. В декоративном оформлении Шпалерной гостиной сохранилось оформление стен фламандскими шпалерами конца ХVII – начала ХVIII вв. Единый ансамбль со шпалерами создают кресла и стулья с обивкой фламандской работы конца ХVII века. Центр стены выделен мраморным камином с зеркалом и резным золоченым экраном. Малиновая гостиная соединяет южную и западную анфилады Дворца. Парадность гостиной подчеркнута насыщенной цветовой гаммой интерьера, наборным звездчатым паркетом, пышной резьбой консоли под центральным зеркалом, золочеными резными рамами картин и люстрой-"листопадом". Мода на Парадные спальни пришла из Европы и в ХVIII веке получила широкое распространение в русских дворцах

От барокко до классицизмаУсадьба в КусковоЗубовский и Мраморный
Кнопка
  • image alt
  • image alt
2